|
|
Дисциплинарные практики
Набор каких-то действий превращается в практику лишь тогда, когда практикующий понимает суть и смысл совершаемых действий. Потому, что практика – суть осознанная деятельность, направленная на преобразование действительности и, прежде всего, самого практикующего.
Что такое дисциплина? В сознании западного человека понятие «дисциплина» устойчиво семантически связано с понятием «ограничение». Дисциплина – это строгое следование каким-то правилам, путём ограничения возможности отступления от данных правил. Дисциплинированный солдат – тот, кто строго следует уставу и армейскому распорядку. Дисциплинированный водитель – тот, кто строго соблюдает Правила дорожного движения. Дисциплинированный ребёнок – тот, кто неукоснительно слушается старших. И так далее… И везде здесь можно разглядеть явное присутствие обратного определения – следование правилам или указаниям означает ограничение в отступлении от правил и неисполнении указаний. В сознании восточного человека, знакомого с мировоззренческой моделью Дао, или её аналогами, дисциплина представляется совершенно иначе – как отсечение лишнего. Дисциплинированный солдат – тот, кто кратчайшим путём следует к выполнению поставленной задачи. Дисциплинированный водитель – тот, кто не совершает на дороге лишних маневров. Дисциплинированный ребёнок – тот, кто сосредоточен на получении надлежащего образования и воспитания, не отвлекаясь на лишнее. А уставы и правила – это всего лишь путеводители по кратчайшим маршрутам. И в этом нет ограничений – только стремления. Большинство тематических дисциплинарных «практик» просто анекдотичны. Все эти всевозможные «договоры» и «уставы», в изобилии исторгаемые влажным воображением людей с не слишком богатой фантазией… Они очень подробно, со смаком и явным обильным слюнотечением описывают, что и как должна делать Нижняя, а что её запрещено в отношениях с Верхним. Но в них нет даже намёка на то, зачем она должна это делать и почему не делать. Множество ограничений и предписаний, и ни одного стремления! Понятно что. Понятно как. Но, непонятно -- куда. Никакой осознанной и преобразующей деятельности тут не просматривается. Всякая подлинная дисциплинарная практика должна иметь направление – это её базовый признак. Прежде чем определять, что и как, следует определить зачем. И, через ответ на вопрос «зачем?», уже определить -- что именно и как именно. В противном случае эти «что» и «как» лишены всякого содержания и смысла, и могут быть любыми «что» и «как» - без всякой разницы. В уравнении «Х+У=Неизвестно что», значения X и У могут быть совершенно любыми -- это не важно. Такое уравнение имеет любое решение, что равнозначно отсутствию решения. Неопределённость направления равнозначна стремлению в никуда. Потому, что под смыслом мы понимаем некую определённость, отделённую от бесконечного количества «вообще» и всяких иных смыслов. Когда нет направления, движение невозможно, поскольку направление – базовое свойство движения. Нельзя двигаться «вообще», вместе с движением всегда возникает его направление. А в целом ряде случаев направление возникает до и перед движением. Направление выстрела определяется до того, как происходит выстрел. При этом Нижней не всегда обязательно знать ответ на этот вопрос – «зачем?». Но обязательно, чтобы этот ответ знал Верхний. И обязательно, чтобы Нижняя предельно ясно чувствовала, что Верхний этот ответ знает. Только тогда покорность Нижней по формуле «потому, что так велел Верхний» обретает значение. Ом? 11.09.2024 в 17:38 мне нравится 6 просмотров 47
Адрес страницы: |
|||||||
|